Вопрос заключался в бесплатном получении перевязочных материалов.
Лечащий врач отказал в предоставлении рецепта пациентке, неверно сославшись на то, что в перечне ЖНВЛП (Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2019 г. N 2406-р) отсутствуют перевязочные материалы.
Предоставление перевязочных материалов регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ст. 6.2) и Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890. Так, в рамках набора социальных услуг инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 нерабочей группы и дети-инвалиды вправе получить перевязочные материалы бесплатно.
С 50% скидкой перевязочные материалы могут получить трудоустроенные граждане со 2 группой инвалидности, и признанные в установленном порядке безработными инвалиды 3 группы.
По результатам консультации заявителю было предложено восстановить право на предоставление набора социальных услуг до 01.10.23, поскольку заявитель в свое время отказывался от набора социальных услуг, и снова обратиться к лечащему врачу за соответствующим рецептом, руководствуясь Приложениями 1,2 ПП РФ N 890 Благополучатель по результатам консультации приняла решение не восстанавливать право на получение набора социальных услуг и продолжать получать денежную компенсацию.
Вопрос касался неправомерного решения бюро МСЭ о направлении на переосвидетельствование ребенка-инвалида с врожденной мышечной дистрофией Бетлема.
Семья с ребенком, о которой идет речь, недавно переехали в один из регионов РФ. Специалисты бюро МСЭ отказали в присвоении ребенку инвалидности без повторного переосвидетельствования, аргументировав это тем, что семья недавно переехала в другой регион, дополнив это словами, — «Вы еще новенькие, будем наблюдать». Вследствие таких действий бюро МСЭ маме вместе с ребенком приходится ездить по клиникам в Москву из другого региона третий год подряд. Нужно добавить, что мама ребенка также имеет нервно-мышечно заболевание, препятствующее нормальному передвижению.
С точки зрения законодательства такой отказ неправомерен.
Согласно п. 40 Раздела 4 приложения к Правилам признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 588 «О признании лица инвалидом» наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана) и другие формы наследственных быстро прогрессирующих нервно-мышечных заболеваний относятся к заболеваниям, дефектам, необратимым морфологическим изменениям, нарушениям функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности (категория «ребенок-инвалид») устанавливается без срока переосвидетельствования (до достижения возраста 18 лет) при первичном освидетельствовании.
К таким заболеваниям в частности относится и врожденная мышечная дистрофия Бетлема. Заболевание является неизлечимым и быстро прогрессирующим, симптомы начинают проявляться с детства. По результатам консультации было решено обжаловать решение бюро МСЭ и требовать присвоить группу инвалидности ребенку без переосвидетельствования.
«Бесконечная» очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение
К нам обратился за помощью гражданин, который продолжительное время не может получить путевку.
Он имеет нервно-мышечное заболевание, вызванное травмой, полученной в ДТП, и как следствие ограничения в передвижении.
Проблема заключается в том, что очередь, в которой состоит наш подопечный практически не сдвигается (номер в очереди ~ 9800), а Социальный Фонд России (СФР) в этом регионе заключил достаточное количество контрактов с санаторно-лечебными учреждениями.
Также СФР дополнительно потребовал представления оригинала заявления и справки по форме 70/у, непредоставление которых согласно п. 22 Административного регламента, утв.
Приказом Фонда социального страхования РФ от 21 августа 2019 г. N 428, не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. Ведь вся необходимая документация для предоставления путевки находится в распоряжении СФР с момента подачи заявления.
В случае непредоставления вышеуказанных документов, СФР пригрозил нуждающемуся в санаторно-курортном лечении аннулированием заявления, что на наш взгляд незаконно. Кроме того, пп. в) п. 19 Административного регламента предписывает, что
"Территориальные органы Фонда (СФР) не вправе:
в) требовать от заявителя повторного представления заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на бумажном носителе в случае направления заявлений о предоставлении государственной услуги и документов в электронной форме, подписанных электронной подписью в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»;"
Таким образом, по данному факту было подготовлено и направлено обращение в адрес прокуратуры региона в целях проведения проверки нарушения законодательства социальной сферы со стороны данного отделения СФР.
Получение лечебного специализированного питания после 18 лет
Существует перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 5 декабря 2022 г. № 3731-р «Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов». Однако очень часто возникают вопросы, а как продолжать получать питание, когда ребенку исполнилось 18 лет. Ведь питание назначалось в связи с определенными проблемами со здоровьем у ребенка, и довольно абсурдно полагать, что эти проблемы исчезнут сами собой, с наступлением возраста 18 лет. С таким вопросом к нам и обратилась мама ребенка. В больнице отказали выписывать рецепт для предоставления специализированного продукта питания, мотивируя это тем, что девушке уже исполнилось 19 лет. Питание ей необходимо получать ежедневно, ведь у девушки опасный для жизни недобор массы тела — 21 кг, вызванный редким генетическим нервно-мышечным заболеванием (LAMA2).
В соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Для разрешения данной ситуации мы направили в адрес главного врача больницы обращение, чтобы последним было инициировано заседание врачебной комиссии для назначения девушке специализированного питания. При этом, на руках у матери девушки было заключение врача-гастроэнтеролога о необходимости предоставления специализированных продуктов лечебного питания, что свидетельствует о наличии жизненных показаний для предоставления питания. Впоследствии вопрос был переадресован главным врачом в Управление здравоохранения по региону. В настоящее время мы ждем ответа от ведомства и решения вопроса.
По результатам рассмотрения обращения девушке восстановили право на получение лечебного питания путем присвоения паллиативного статуса. Леченое питание предоставили лишь в декабре в объеме, которого может хватить лишь на 1 мес.
У семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, возник вопрос, как продолжать получать льготу по транспортному налогу, если ребенку-инвалиду исполнилось 18 лет.
Cогласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Липецкой области от 25 ноября 2002 г. N 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» от уплаты [транспортного] налога освобождаются инвалиды всех категорий, родители и опекуны детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Родители ребенка-инвалида, владеющие автомобилем и осуществляющие его перевозку, утрачивают право на получение льготы по транспортному налогу с достижением ребенком-инвалидом совершеннолетия. Однако формулировка «инвалиды всех категорий» позволяет совершеннолетнему инвалиду (которым уже стал ребенок-инвалид) получать такую льготу, если транспортное средство находится в его собственности. С учетом этих положений, семье было предложено оформить автомобиль в собственность своему ребенку который достиг 18 летнего возраста. Такое транспортное средство может быть подарено родителями своим детям. Дополнительно следует учитывать, что по общему правилу транспортное средство (объект налогообложения) переданное в дар одним физическим лицом другому облагается НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Согласно п. 18.1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Далее, согласно второму абзацу названного положения Налогового кодекса Российской Федерации. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); Это означает, что если родители передают в дар своему ребенку (детям) транспортное средство, то от уплаты налога освобождается как даритель, так и одаряемый. Данная позиция подтверждается выводами в «Информации Федеральной налоговой службы от 11 сентября 2023 г.«Нужно ли направлять сведения о родстве сторон в налоговую при заключении договора дарения». «Если по какой-либо объективной причине налоговый орган обладает неполной информацией о факте родства сторон договора дарения, налогоплательщику следует направить пояснения о наличии таких связей. Это позволит обосновать ненаправление налоговой декларации в связи с получением дохода, а также предотвратить контрольные мероприятия в его отношении» В таком случае рекомендуется предварительно уведомлять налоговый орган о факте (степени) родства между дарителем и одаряемым.
Одному из наших подопечных — Петрову Михаилу Николаевичу (Иркутская область, г. Нижнеудинск) в ответ на вопрос по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение ОСФР по Иркутской области в своем ответе утверждает следующее. "При этом право выбора гражданином санатория, в который ему будет предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение, действующим законодательством не предусмотрено". С данной позицией нельзя согласиться в виду следующего. Выбор медицинского учреждения предусмотрен ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой,
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»]он имеет право на выбор медицинской организации в порядке [Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение»], утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
П. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что:
Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Санаторно-курортное учреждение по смыслу вышеуказанного положения является медицинской организацией. Поэтому нормы, предусмотренные ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ о выборе медицинской организации также распространяются и на санаторно-курортные учреждения. Разделом V Финансовое обеспечение Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предусмотрено, что:
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета {в числе прочих} осуществляется финансовое обеспечение: санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Далее, в соответствии с п. 2 Порядка организации санаторно-курортного лечения, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 мая 2016 г. N 279н
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах
То есть, санаторно-курортное лечение является медицинской помощью, оказываемой в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Следует также отметить достаточно явную формулировку, подтверждающую возможность выбора санаторного курорта с учетом показаний и противопоказаний пациента. В частности, п. 1.4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» определяет, что:
При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.
Таким образом, на основании приведенных положений законодательства законодательством РФ прямо предусмотрено право выбора санатория.
Довольно часто на приеме у врача мы слышим такое утверждение: «если нет группы инвалидности, то получить паллиативный статус нельзя».
Так, в рамках одной из проведенных консультаций рассматривался случай отказа в присвоении паллиативного статуса ребенку, по причине отсутствия у него категории «ребенок-инвалид». В данном материале мы объясним почему данная позиция является неверной.
Основания для оказания паллиативной помощи взрослым и детям регламентированы пп. 5, 6 Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья (Приложение 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 345н/372н).
5. Паллиативная медицинская помощь оказывается взрослым с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями или состояниями, а также заболеваниями или состояниями в стадии, когда исчерпаны возможности этиопатогенетического лечения, при наличии медицинских показаний, указанных в приложении N 1 к Положению об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, утвержденному настоящим приказом (далее — Положение), в том числе: различные формы злокачественных новообразований; органная недостаточность в стадии декомпенсации, при невозможности достичь ремиссии заболевания или стабилизации состояния пациента; хронические прогрессирующие заболевания в терминальной стадии развития; тяжелые необратимые последствия нарушений мозгового кровообращения, необходимость проведения симптоматического лечения и обеспечения ухода при оказании медицинской помощи; тяжелые необратимые последствия травм, необходимость проведения симптоматического лечения и обеспечения ухода при оказании медицинской помощи; дегенеративные заболевания нервной системы на поздних стадиях развития заболевания; различные формы деменции, в том числе с болезнью Альцгеймера, в терминальной стадии заболевания; социально значимые инфекционные заболевания в терминальной стадии развития, необходимость проведения симптоматического лечения и обеспечения ухода при оказании медицинской помощи.
Обратите внимание, что наличие группы инвалидности в данном пункте не указывается, поскольку главным основанием для оказания паллиативной медицинской помощи являются неизлечимые заболевания и состояния, перечисленные в данном пункте (перечень таких заболеваний и состояний не является исчерпывающим).
В п. 6 Положения прослеживается аналогичная логика:
6. Паллиативная медицинская помощь оказывается детям с неизлечимыми заболеваниями или состояниями, угрожающими жизни или сокращающими ее продолжительность, в стадии, когда отсутствуют или исчерпаны возможности этиопатогенетического лечения, по медицинским показаниям с учетом тяжести, функционального состояния и прогноза основного заболевания, в том числе: распространенные и метастатические формы злокачественных новообразований, при невозможности достичь клинико-лабораторной ремиссии; поражение нервной системы врожденного или приобретенного характера (включая нейродегенеративные и нервно-мышечные заболевания, врожденные пороки развития, тяжелые гипоксически-травматические поражения нервной системы любого генеза, поражения нервной системы при генетически обусловленных заболеваниях); неоперабельные врожденные пороки развития; поздние стадии неизлечимых хронических прогрессирующих соматических заболеваний, в стадии субкомпенсации и декомпенсации жизненно важных систем, нуждающиеся в симптоматическом лечении и уходе; последствия травм и социально значимых заболеваний, сопровождающиеся снижением (ограничением) функции органов и систем, с неблагоприятным прогнозом.
То есть, для оказания паллиативной медицинской помощи детям не требуется наличия категории «ребенок-инвалид». Кроме того в п. 17 Правил признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 588 предусматривает более сжатые сроки направления гражданина на медико-социальную экспертизу (1 рабочий день вместо 30):
Гражданин, признанный нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи, направляется на медико-социальную экспертизу в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации в течение одного рабочего дня со дня получения результатов медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель допускает возможность оказания паллиативной медицинской помощи без оформления инвалидности. Поскольку сам паллиативный статус дает гражданину право направления на МСЭ в более короткие сроки.
При участии БФ «Лама» в рамках проекта «Миошкола» к нам обратилась мама Софии, Елена с вопросом внесения изменений в ИПРа. Софии нет и двух лет. Но, к сожалению, даже к таким маленьким детям нервно-мышечные заболевания совершенно беспощадны. У Софии врожденная миопатия и уже присвоена категория «ребенок-инвалид» в связи с поражением сердца. Такие обстоятельства, разумеется, требуют от врачей, специалистов МСЭ очень внимательного подхода и оперативной работы.
К моменту обращения в МОО «Проект Ай-Мио» уже прошло два месяца, как Елена подала все необходимые документы местному педиатру Леоновой Н.В. Однако на врачебную комиссию (ВК) документы так и не были переданы для подготовки направления на МСЭ. По закону, с момента принятия решения ВК о направлении на МСЭ, гражданин направляется на МСЭ в течение 30 дней. Но срок направления документов на ВК не установлен. Однако логично предположить, что 2 месяца это очень долго и лечащий врач должен направить документы на ВК в разумные сроки.
По результатам консультации юрист и председатель МОО «Проект Ай-Мио» подготовил обращение на имя главного врача ГБУ РО «Центральная районная больница» в Аксайском районе Галеева И.В. с требованиями провести заседание врачебной комиссии и включить указанные ортопедом ТСР (13 ед.) в направление на МСЭ.
Елена направила обращение, когда была со своей дочерью на плановой госпитализации во ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ. Буквально сразу врачи ГБУ РО «Центральная районная больница» в Аксайском районе пригласили Елену на прием к председателю ВК, где и было подготовлено направление на МСЭ, а врачом-педиатром были включены все рекомендованные ортопедом ТСР. При этом Леонова Н.В. усомнилась, что МСЭ включит все эти ТСР в ИПРа, а именно санитарное кресло и ортопедическую обувь с учетом возраста ребенка.
Далее, бюро № 15 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (Бюро № 15) была назначена МСЭ на 13.12.2023. Однако, вследствие сильного шторма и отключения электричества в Ростовской области МСЭ была перенесена на 25.12.2023.
Дмитрий также помог Елене в подготовке к МСЭ, разъяснив все нормы права, на случай возможного отказа в назначении некоторых ТСР.
В итоге 25.12.2023 Бюро № 15 приняло решение включить все рекомендуемые ортопедом ТСР в ИПРа. Новая ИПРа была выдана 26.12.2023.
05.10.2023 к нам за юридической помощью обратилась Беляева Анастасия - мама Владислава Беляева, мальчика с дистрогликанопатией. Вопрос был связан с присвоением ребенку паллиативного статуса. В ходе консультации Дмитрий Бережной, юрист МОО «Проект Ай-Мио», разъяснил положения законодательства РФ. Было обращено внимание на п. 6. Положения об организации оказания паллиативной помощи, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2019 г. N 345н/372н, который предусматривает что:
«Паллиативная медицинская помощь оказывается детям с неизлечимыми заболеваниями или состояниями, угрожающими жизни или сокращающими ее продолжительность, в стадии, когда отсутствуют или исчерпаны возможности этиопатогенетического лечения, по медицинским показаниям с учетом тяжести, функционального состояния и прогноза основного заболевания, в том числе:
поражение нервной системы врожденного или приобретенного характера (включая нейродегенеративные и нервно-мышечные заболевания, врожденные пороки развития, тяжелые гипоксически-травматические поражения нервной системы любого генеза, поражения нервной системы при генетически обусловленных заболеваниях)".
Применительно к описанной ситуации, имели место следующие обстоятельства, которые согласно положению необходимы для присвоения паллиативного статуса:
- для орфанного заболевания нет лечения. т.е. отсутствуют возможности этиопатогенетического лечения;
- само заболевание является неизлечимым, жизнеугрожающим;
- прогноз основного заболевания может считаться неблагоприятным, т.к. нет лечения. Формулировка "в том числе поражение нервной системы..." означает, что независимо от наличия вышеуказанных обстоятельств, для присвоения ребенку паллиативного статуса достаточно подтверждения факта поражения нервной системы, то есть наличия диагноза "миопатия" любой формы (дистрогликанопатия в том числе), которая может быть подтверждена генетически. Таким образом, имелись основания для присвоения Владиславу паллиативного статуса. После данной консультации юристом была оказана помощь в составлении заявления о присвоении ребенку паллиативного статуса на имя заведующей Детской поликлиники № 3 Красноярской городской детской больницы № 8 Вайловой Татьяны Владимировны. 17.10.2023 педиатром Детской поликлиники № 3 Красноярской городской детской больницы № 8 Пухановой Элиной Викторовной инициирована подготовка соответствующих документов на врачебную комиссию. 08.11.2023 к Владиславу на дом прибыла бригада паллиативной службы и был проведен осмотр ребенка, по результатам которого в декабре ему был присвоен паллиативный статус.
Четвертого июля 2023 года к нам за юридической помощью обратилась Оксана, мама Татьяны Л. И мама, и ребенок имеют миопатию Бетлема.
Один из вопросов заключался в следующем: бюро медико-социальной экспертизы отказывало девочке в оформлении инвалидности без переосвидетельствования. В бюро МСЭ требовали более продолжительного наболюдения за состоянием здоровья Татьяны, предлагая тем самым присвоить статус "ребенок-инвалид" сроком на 1 год, несмотря на быстрое прогрессирование заболевания (в возрасте 12 лет ребенок не мог самостоятельно посещать школу).
Для разрешения ситуации было подготовлено обращение на имя главного врача ГБУЗ ВО "ОДКБ", согласно которому требовалось отразить в пункте 24 (Анамнез заболевания) направления на медико-социальную экспертизу по форме 088/у факт прогрессирующего течения, диагностированного у Татьяны заболевания.
В результате при повторной МСЭ было принято решение присвоить Татьяне категорию "ребенок-инвалид" сроком до 18 лет без переосвидетельствования.
Второй вопрос касался доступной среды в школе, в которой обучается Татьяна. Ребенок не мог самостоятельно преодолевать препятствия в образовательном учреждении и пришкольном участке (лестницы, подъемы, поребрики). Особенно тяжелой ситуация становилась в зимнее время. В школе, где обучается Татьяна отсутсвтует пандус.
Изначально было рекомендовано обратиться в прокуратуру для возложения обязанностей по установке пандуса на администрацию образовательного учреждения. Однако, чтобы не вступать в конфликт со школой, было решено провести беседу с заведующей учебной частью по рассмотрению вопроса перевода Татьяны на домашнее обучение.
В настоящее время ребенок находится на домашнем обучении до конца 2024 года.
Напоминаем, что Вы можете обратиться за юридическим сопровождением в решении социальных вопросов к нашему юристу, Бережному Дмитрию Сергеевичу. Помощь будет оказана в рамках текущего грантового проекта № 23-2-002741.
____________________________________________
При поддержке Фонда Президентских Грантов
Как мы помогли получить земельный участок семье Туртаевых
Помните историю Азамата Туртаева из Тюмени - отца Ясмины, девочки с инвалидностью?
Предыстория
Туртаев Азамат Нурмеркамбетович - преподаватель истории и его супруга Туртаева Сауле Юрьевна - преподаватель математики, воспитывают двоих детей. Так сложилось, что у одной из дочерей- Ясмины имеется категория ребенок-инвалид вследствие диабета 1 типа. Уже долгое время семья проживает в служебной квартире и не имеет собственного жилья. Чтобы улучшить жилищные условия они запланировали построить новый дом, но для этого был необходим земельный участок.
Всё началось с того, что на обращение супруги Азамата - Сауле Юрьевны (далее - Туртаева С.Ю.) по вопросу улучшения жилищных условий поступил ответ (от 06.06.2022 №0522А/0522А/4) от Администрации Тюменского района. В нем в частности сообщалось, что в собственности у муниципального образования «Тюменский муниципальный район» нет земельных участков возможных к предоставлению на праве аренды для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
На второе обращение Туртаевой С.Ю. (07.06.2022) Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее -Департамент) ответил (№ 00402-фл/15- от 21.06.20022) разъяснением о порядке предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для граждан, имеющих право на их получение в первоочередном порядке в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
По вопросу предоставлении з/у местные власти также разъяснили, что наличие ребенка-инвалида в семье не является достаточным основанием для первоочередного предоставления з/у, и необходимо дополнительное основание для постановки семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Например, быть поставленными на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, как «малоимущие».
На практике отказ в предоставлении з/у по данному основанию (наличие только группы инвалидности/категории ребенок-инвалид) является распространенным в связи с позицией, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 23.04.2015 № 772-О, Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2020№ 43-КАД20-2-К6. Мы подробно разбирали данный пример аналогии права в одном из наших вебинаров и пошаговых алгоритмов.
Далее, на письмо б/н от 01.09.2022, направленное Азаматом Нурмеркамбетовичем Туртаевым (далее - Туртаевым А.Н.), пришел ответ (№ 569 от 16.09.2022) с отказом по той же причине - в собственности Администрации Онохинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (далее - Онохинская Администрация) отсутствуют з/у под ИЖС. В ответе также уточнили, что неразграниченные з/у находятся в распоряжении Департамента.
В ходе телефонного разговора дополнили, что запрашиваемый з/у был уже выставлен на торги, подтвердив при этом право семьи Туртаевых на получение з/у в аренду.

Ответ на обращение Туртаева А Н от 16.09.2022 за № 569
Далее, Туртаев А.Н. обратился в адрес Онохинской Администрации, где подтвердили, что семья Туртаевых является нуждающейся в получении жилых помещений. При этом, супруге Азамата - Туртаевой С.Ю., выдали справку, подтверждающую, что она нуждается в улучшении жилищных условий в целях получения социальных выплат.

Справка о признании Туртаевой С.Ю. нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях предоставления социальных выплат
На самом деле такая справка подтверждала лишь право получения социальных выплат в рамках федеральных программ по обеспечению жильем, в которых уже состояла семья Туртаевых. А именно, в качестве молодой семьи в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий».
Также в Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области (далее - Администрация Тюменского района) дополнительно пояснили, что «если Туртаев А.Н. найдет з/у среди неразграниченных и предоставит схему расположения, то приоритетное право на получение з/у останется за ним».
В результате Туртаев А.Н. отчертил 2 з/ у по ул. Полевой и подготовил схемы расположения вместе с заявлением о предварительном согласовании з/у. 17.09.2022 от имени С.Ю. документы по данным участкам были поданы в адрес Департамента через МФЦ.
По первому з/у поступил отказ поскольку в пределах его границ проходили линии электропередач. Заявление по второму з/у оставалось к тому моменту на рассмотрении.
Обращение в адрес губернатора Тюменской области Моора А.В.
Не добившись результата, А.Н. обратился к нам в МОО «Проект Ай-Мио» за юридической помощью, посмотрев предварительно вебинар, в рамках проекта «Правовое просвещение лиц с нервно-мышечными заболеваниями в субъектах РФ» при поддержке Фонда президентских грантов еще в 2021 году (№ 21-2-013097). (ссылки!)

Обращение А.Н.с вопросом
Вебинар № 8
18.11.2022 юристом МОО «Проект Ай-Мио» Бережным Д.С. в адрес Губернатора Тюменской области А.В. Моора направлено обращение с просьбой решить вопрос постановки на учет семьи Туртаевых на основании ст. 6 и п. ж ст. 7 Закона Тюменской области № 137. Согласно данному пункту для работников (бюджетных) учреждений, учредителем которых является Тюменская область, предусмотрена возможность постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Туртаев А.Н. работал в МАОУ Червишевской СОШ «Онохинская СОШ» на должности «преподаватель математики».

Выдержка из обращения в адрес Губернатора Тюменской области А.В. Моора
Кроме того, постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основанию «работник бюджетного учреждения» допускалась для тех семей, которые постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (имеют постоянную регистрацию).
Параллельно по второму з/у по ул. Полевой было дополнительно отправлено письмо сенатору Д.Ю. Горицкому (депутату Тюменской областной думы) в рамках новогоднего мероприятия «Елка желаний».
Ответ губернатора ТО Моора А.В. и сенатора Горицкого Д.Ю.
На обращение МОО «Проект Ай-Мио» к Губернатору ТО Моору А.В. поступили два ответа.
1. Первый ответ от Департамента за № 00877-фл/08-3 от 13.12.2022 содержал разъяснения, что мера поддержки в форме первоочередного получения земельного участка направлена на инвалидов и семей, имеющих в составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания в постановке на жилищный учет. Разъяснен порядок подачи заявления для предоставления земельного участка на основании п. 14 части 2 ст. 39.6 ЗК РФ и подчеркнута необходимость предоставления документов, подтверждающих право предоставления з/у в первоочередном, внеочередном порядке.
2. Администрация Тюменского района в своем ответе за № 1148А от 26.12.2022 тем не менее подтвердила, что семья Туртаевых может получить земельный участок без проведения торгов (в первоочередном порядке) на основании ч. 20 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) (при наличии оснований для постановки на учет).
Таким образом, ни Администрация Тюменского района, ни Департамент не комментировали возможность постановки на учет граждан, работающих в учреждениях, учредителем которых является Тюменская область.
3. В ответе Администрации Тюменского района Сенатору РФ от ТО в Совете Федерации ФС РФ (далее - Сенатор) Горицкому Д.Ю. от 30.01.2023 № 0033А по вопросу Туртаевой С.Ю. об улучшении жилищных условий в рамках «Елки желаний» снова указали на то, что семья Туртаевых при наличии оснований может быть поставлена на жилищный учет. Напомнили также, что семья Туртаевых является участником мероприятий государственных программ. Предложен вариант улучшения жилищных условий путем предоставления льготного ипотечного кредита.
4. В своем ответе за № 3550-НОПО/2023 от 03.02.2023 Заместитель губернатора Т.О. - директор Департамента А.В. Киселев сообщил, что в соответствии с ч.1 ст. 9 Закона № 137 необходимо обратиться по месту жительства в Онохинскую Администрацию, для постановки на учет в качестве малоимущих. В ответе же содержались также сведения о том, что по заявлению Туртаевой С.Ю. было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка (11.01.2023 № 2-сх).
Тем не менее, в этих двух ответах, не было дано оценки тому, возможно ли встать семье Туртаевых на учет как преподавателям - работникам бюджетных учреждений, учредителем которых является Тюменская область.
Впоследствии в ходе телефонного разговора с представителями Департамента стало известно, что второй з/у по улице Полевой доступен, но трое граждан объявили о своем желании получить его в аренду на торгах. Таким образом, стало известно, что с учетом проведения ГАУ ТО «Фонд имущества Тюменской области» торгов, семья Туртаевых практически теряет право на первоочередное предоставление земельного участка, гарантированное ч. 20 ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ.
Ответ был дополнен также и тем, что если семья Туртаевых всё же получит з/у, то из других государственных программ они будут исключены, т.е. не получат соответствующие выплаты (забегая вперед - впоследствии из госпрограмм семья Туртаевых не была исключена).
Для улучшения жилищных условий (получения выплат) и подтверждения факта, что семья Туртаевых преподает в школе, 23.03.2023 г. в Онохинскую Администрацию было направлено еще одно заявление о постановке на жилищный учет.
На начало апреля 2023 года юрист МОО «Проект Ай-Мио» Бережной Д.С. провел вебинар с участием Туртаева А.Н., где они вместе обсудили на каком этапе идет процесс постановки семьи на жилищный учет.
Вебинар с участием Туртаева А.Н. 31.03.2023
Отказ в связи с «несоблюдением» срока постоянного проживания
26.04.2023 приходит ответ (Приказ и Уведомление) с отказом в постановке на учет по двум основаниям
1. Семья Туртаевых еще не прожила 5 лет в Тюменской области с постоянной регистрацией. Не хватило чуть более 5 месяцев, которые кстати не были учтены, поскольку на тот период у семьи была временная регистрация. Фактически семья проживала с 2015 года в с . Онохино Тюменского района Тюменской области, но только с 30.08.2018 семья была зарегистрирована по месту жительства.
Поэтому по мнению Администрации необходимый срок в 5 лет на тот момент не истек, т.к. не было обнаружено каких-либо сведений о проживании семьи в Тюменской области.
2. Кроме того, по основанию «работник бюджетного учреждения» также было отказано, ввиду того, что нужно было обращаться в организацию осуществляющую жилищный учет по месту работы/жительства. Т.е. не в Администрацию Тюменского района, а в Администрацию Онохинского муниципального образования.
На тот момент мы решили все же не обращаться в Прокуратуру и подождать, чтобы соблюсти необходимый срок проживания в Тюменской области.
В мае 2023 года также приходит уведомление что, тот з/ у по ул. Полевой, который был согласован и изначально отчерчен Туртаевой С.Ю., выставляется на торги.
Фактически семья Туртаевых была на тот момент была ограничена в праве на первоочередное предоставления з/у (без проведения торгов) из-за безосновательного отказа в постановке на жилищный учет.
Несмотря на это Туртаев А.Н. попытался принять участие в торгах, но результата это также не принесло. К участию в торгах были привлечены лица, не из числа подавших заявки на участие в торгах граждан.
Срок соблюден, что дальше?
18.08.2023 Туртаев А.Н. подает заявление о постановке на жилищный учет, однако в ГАУ «МФЦ Тюменского МР ТО» (далее - МФЦ) в приеме заявления отказали, так как заявление «необходимо было подавать совместно с супругой или всей семьей».
В соответствии с пп. а, б п. 3.1.3. Регламента, утвержденного Постановлением Администрации города Тюмени от 18 сентября 2017 г. N 555-пк (далее - Регламент) в ходе проведения личного приема работник МФЦ, уполномоченный на прием документов:
а) устанавливает личность обратившегося заявителя, членов его семьи старше 14 лет …..
б) обеспечивает заполнение заявления о предоставлении муниципальной услуги, после этого предлагает убедиться в правильности и полноте внесенных в заявление данных и подписать заявление лицам, указанным в приложении 4 к Регламенту (временно отсутствующий член семьи, который не может подписать заявление и подать его совместно с заявителем, вправе действовать через представителя) (обеспечивает прием заявления в случае, если заявитель самостоятельно оформил заявление), проверяет наличие документов, которые в силу приложения 4 к Регламенту, заявитель должен предоставить самостоятельно
В приложении 4 к Регламенту, указано, что при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, среди прочих документов подается Заявление о предоставлении муниципальной услуги по форме, установленной приложением 6 к Регламенту подписанное всеми совершеннолетними членами семьи заявителя. Следует отметить, что на тот момент, дети Азамата являлись малолетними (младше 14 лет), как и на момент написания статьи. Соответственно, детям ставить какие-либо подписи в заявлении, очевидно, не было необходимости. Из этого следует, что личное присутствие детей не требовалось.
Подать заявление вместе с супругой не представлялось возможным по уважительной причине, поскольку Туртаева С.Ю. была на реабилитации с ребенком - Ясминой. К сожалению, на тот момент в МФЦ не стали идти на встречу, не предложили оформить доверенность, на основании которой можно было заполнить заявление и подать его с первого раза.
04.09.2023 Туртаев А.Н. побывал на приеме у депутата партии «Единая Россия», которым были запрошены документы и подготовлен запрос для разрешения ситуации.
Туртаев А.Н. проживает в Тюменском районе, с. Онохино. В МФЦ говорили, что нужно обращаться в Администрацию города Тюмени. Администрация города Тюмени семью Туртаевых на учет не ставила, а Департамент в своих ответах разъяснял, что нужно обращаться в Администрацию по месту жительства/работы, т.е. в Онохинскую.
17.09.2023 заявление о постановке на жилищный учет было направлено повторно. Но возникла еще одна проблема, форма заявления не содержала нужного адресата - Онохинскую Администрацию, в бланке был указан лишь Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени (не путать с Департаментом имущественных отношений Тюменской области). Семья Туртаевых надеялась на худшее.
Департамент в свою очередь разъяснил, что документы в любом случае необходимо направлять через МФЦ.
Форма заявления о постановке на жилищный учет
В результате потребовалась консультация (оказана в рамках проекта при поддержке Фонда Президентских грантов «Правовое просвещение и юридическая поддержка лиц с нервно-мышечными заболеваниями и ограниченными возможностями здоровья» № 23-2-002741), в ходе которой Дмитрий Бережной, сославшись на п. 2 ч. 4 ст. 6 Решения Думы Тюменского муниципального района от 16 декабря 2020 г. N 46 «О принятии Устава Тюменского муниципального района Тюменской области», разъяснил, что если основанием в постановке на жилищный учет гражданина является работа в бюджетном учреждении, то постановкой на учет должен заниматься именно Департамент (его структурные подразделения, автономные и казенные учреждения), который и является органом государственной власти.(тут будет ссылка)
3. В соответствии с Законом Тюменской области от 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" органами государственной власти Тюменской области осуществляются следующие полномочия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района:
2) полномочия по ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указанных в части второй статьи 7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
В октябре 2023 семья Туртаевых параллельно создала канал в Youtube для привлечения внимания общественности к вопросу обеспечения жильем населения нуждающегося в социальной поддержке государства.
По состоянию на 30.11.2023 от Государственного автономного учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» (далее - ГАУ ТО « Центр государственной жилищной поддержки»), ответ еще не поступил, так как ориентировочная дата ответа была назначена на 08.12.2023.
Туртаева С.Ю., тем временем, задала на прямую линию Губернатора Тюменской области Моора А.В. вопрос о движении очереди для получения социальных выплат в целях улучшения жилищных условий на прямую линию губернатора
Из Департамента Агропомышеленного комплекса Тюменской области ответили, что по предоставлению выплат в приоритете находятся агропромышленный комплекс и многодетные семьи, и предложили сменить приоритет приобретения жилья на его строительство.
Принятие на учет состоялось!
04.12.2023 ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» был издан Приказ № 371-У о принятии семьи Туртаевых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Приказ ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки № 371-У от 04.12.2023
Это была действительно хорошая новость, но необходимо было снова искать з/у и готовить схему расположения. Поскольку по з/у по ул. Полевой уже были проведены торги и получить его в аренду не представлялось возможным.
К 02.04.2024 Туртаеву А.Н. все еще не удавалось найти новый з/у в с. Онохино, чтобы подать документы.
29.04.2024 Туртаев А.Н. подает заявление на получение з/у в аренду на портале госуслуг в Департамент имущественных отношений ТО.
15.05.2024 за №№ 2227-о, 2240-о поступают 2 решения Департамента с отказом в предварительном согласовании предоставления в аренду з/у по следующим основаниям:
• За предварительным согласованием з/у обратились лица не имеющие права получить з/у в первоочередном порядке. Напомним, что в семье Туртаевых ребенок-инвалид, а их постановка на учет состоялась еще 13.12.2023;
• Схема земельного участка не соответствовала требованиям предусмотренным п. 12. ст. 11.10 ЗК РФ;
• Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам (образование участка приведет к чересполосице, нерациональному использованию земель).
На схеме расположения двух з/у не было каких либо вклиниваний, в чем можно легко убедиться:
На схеме расположения участок по ул. Розовой отмечен зеленым цветом
Схема расположения участка по ул. Олимпийской
17.05.2024 Семья Туртаевых обратилась в Следственный комитет России. Далее, запросив все необходимые документы, этим вопросом занялась прокуратура Тюменского района. Семье Туртаевых сообщили, что их пригласят в Департамент в течение 10 дней.
От представителей власти снова прозвучали аргументы, что так как Туртаева С.Ю. состоит на учете в целях улучшения жилищных условий для получения социальных выплат, то состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений она не вправе. Однако семья уже состояла на учете 13.12.2023 г.
В конечном итоге в возбуждении уголовного дела было отказано.
Департамент в лице заместителя Губернатора ТО и директора Департамента А.В. Киселева, разъясняя Сенатору Горицкому Д.Ю. причины отказа (№ 11324 ИОПО/ 2024 от 10.06.2024) в первоочередном предоставлении з/у в аренду семье Туртаевых, привел формулировку в ранее изданном ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» приказе № 371-У от 04.12.2023, согласно которому Туртаева С.Ю. состоит «на учете с составом семьи 1 человек». Это довольно необычное утверждение, ведь ранее, заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений как раз не принимали в случае если его подает только один гражданин (супруг) . Можно предположить что ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» намеренно или по ошибке поставили на учет только одного из членов семьи - Туртаеву С.Ю.
Департамент также указал, что «совместно с гражданином, относящимся к категории «граждане, работающие в организациях бюджетной сферы», в качестве членов его семьи, нуждающимися в жилых помещениях, по его заявлению могут быть признаны проживающие с ним совместно его супруг и их несовершеннолетние дети».
То есть, фактически семье Туртаевых пришлось направлять заявление в четвертый раз, чтобы на жилищный учет поставили всю семью. В любом случае это весьма бюрократическое требование обжаловать мы не стали.
Более того, если мы обратим внимание на один из ранних отказов Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в постановке на жилищный учет, мы увидим формулировку «Отказать в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений предоставляемых по договорам социального найма, по категории «граждане, работающие в организации бюджетной сферы», установленной пунктом «ж» ч. 2 ст. 7 Закона Тюменской области N 137 от 07.10.1999: (ссылки)
Туртаевой С.Ю, проживающей по адресу: …., с составом семьи 4 человека».
Это заявление также было подано одним членом семьи - Туртаевой С.Ю., но на к рассмотрению, тем не менее, оно было принято, включая всех членов семьи.
В конечном итоге 28.08.2024 семья Туртаевых в полном составе обратилась в Департамент для рассмотрения заявления о предоставлении з/у в аренду без проведения торгов.
Предварительное согласование предоставления з/у и заключение Договора аренды
09.09.2024 Департаментом за № 3001-з было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства
2 первых рекомендуемых действия были выполнены 20.09.2024. Затем семья Туртаевых обратилась по вопросу предоставления земельного участка в аренду в полном составе в целях заключения договора аренды.
Договор аренды № 23-40/4383-18 был заключен 04.10.2024 между Департаментом и всеми членами семьи Туртаевых.
И все таки получилось!
Мы (МОО «Проект Ай-Мио») были рады помочь семье Туртаевых и готовы продолжать оказывать поддержку как подопечным нашей Организации. Консультации, экспертиза и подготовка документов велась юристом и председателем МОО «Проект Ай-Мио» Бережным Д.С. при поддержке Фонда Президентских грантов в рамках проекта «Правовое просвещение и юридическая поддержка лиц с нервно-мышечными заболеваниями и ограниченными возможностями здоровья» № 23-2-002471.
Личная благодарность от семьи Туртаевых
На сегодня семья Туртаевых решает вопрос с электричеством. Пожелаем им в этом удачи, и конечно здоровья детям!
А еще у Ясмины новое хобби - помогать родителям сажать садовые деревья.

Ясмина на участке