Вопрос заключался в бесплатном получении перевязочных материалов.
Лечащий врач отказал в предоставлении рецепта пациентке, неверно сославшись на то, что в перечне ЖНВЛП (Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2019 г. N 2406-р) отсутствуют перевязочные материалы.
Предоставление перевязочных материалов регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ст. 6.2) и Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890. Так, в рамках набора социальных услуг инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 нерабочей группы и дети-инвалиды вправе получить перевязочные материалы бесплатно.
С 50% скидкой перевязочные материалы могут получить трудоустроенные граждане со 2 группой инвалидности, и признанные в установленном порядке безработными инвалиды 3 группы.
По результатам консультации заявителю было предложено восстановить право на предоставление набора социальных услуг до 01.10.23, поскольку заявитель в свое время отказывался от набора социальных услуг, и снова обратиться к лечащему врачу за соответствующим рецептом, руководствуясь Приложениями 1,2 ПП РФ N 890 Благополучатель по результатам консультации приняла решение не восстанавливать право на получение набора социальных услуг и продолжать получать денежную компенсацию.
Вопрос касался неправомерного решения бюро МСЭ о направлении на переосвидетельствование ребенка-инвалида с врожденной мышечной дистрофией Бетлема.
Семья с ребенком, о которой идет речь, недавно переехали в один из регионов РФ. Специалисты бюро МСЭ отказали в присвоении ребенку инвалидности без повторного переосвидетельствования, аргументировав это тем, что семья недавно переехала в другой регион, дополнив это словами, — «Вы еще новенькие, будем наблюдать». Вследствие таких действий бюро МСЭ маме вместе с ребенком приходится ездить по клиникам в Москву из другого региона третий год подряд. Нужно добавить, что мама ребенка также имеет нервно-мышечно заболевание, препятствующее нормальному передвижению.
С точки зрения законодательства такой отказ неправомерен.
Согласно п. 40 Раздела 4 приложения к Правилам признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 588 «О признании лица инвалидом» наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана) и другие формы наследственных быстро прогрессирующих нервно-мышечных заболеваний относятся к заболеваниям, дефектам, необратимым морфологическим изменениям, нарушениям функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности (категория «ребенок-инвалид») устанавливается без срока переосвидетельствования (до достижения возраста 18 лет) при первичном освидетельствовании.
К таким заболеваниям в частности относится и врожденная мышечная дистрофия Бетлема. Заболевание является неизлечимым и быстро прогрессирующим, симптомы начинают проявляться с детства. По результатам консультации было решено обжаловать решение бюро МСЭ и требовать присвоить группу инвалидности ребенку без переосвидетельствования.
«Бесконечная» очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение
К нам обратился за помощью гражданин, который продолжительное время не может получить путевку.
Он имеет нервно-мышечное заболевание, вызванное травмой, полученной в ДТП, и как следствие ограничения в передвижении.
Проблема заключается в том, что очередь, в которой состоит наш подопечный практически не сдвигается (номер в очереди ~ 9800), а Социальный Фонд России (СФР) в этом регионе заключил достаточное количество контрактов с санаторно-лечебными учреждениями.
Также СФР дополнительно потребовал представления оригинала заявления и справки по форме 70/у, непредоставление которых согласно п. 22 Административного регламента, утв.
Приказом Фонда социального страхования РФ от 21 августа 2019 г. N 428, не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. Ведь вся необходимая документация для предоставления путевки находится в распоряжении СФР с момента подачи заявления.
В случае непредоставления вышеуказанных документов, СФР пригрозил нуждающемуся в санаторно-курортном лечении аннулированием заявления, что на наш взгляд незаконно. Кроме того, пп. в) п. 19 Административного регламента предписывает, что
"Территориальные органы Фонда (СФР) не вправе:
в) требовать от заявителя повторного представления заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на бумажном носителе в случае направления заявлений о предоставлении государственной услуги и документов в электронной форме, подписанных электронной подписью в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»;"
Таким образом, по данному факту было подготовлено и направлено обращение в адрес прокуратуры региона в целях проведения проверки нарушения законодательства социальной сферы со стороны данного отделения СФР.
Получение лечебного специализированного питания после 18 лет
Существует перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 5 декабря 2022 г. № 3731-р «Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов». Однако очень часто возникают вопросы, а как продолжать получать питание, когда ребенку исполнилось 18 лет. Ведь питание назначалось в связи с определенными проблемами со здоровьем у ребенка, и довольно абсурдно полагать, что эти проблемы исчезнут сами собой, с наступлением возраста 18 лет. С таким вопросом к нам и обратилась мама ребенка. В больнице отказали выписывать рецепт для предоставления специализированного продукта питания, мотивируя это тем, что девушке уже исполнилось 19 лет. Питание ей необходимо получать ежедневно, ведь у девушки опасный для жизни недобор массы тела — 21 кг, вызванный редким генетическим нервно-мышечным заболеванием (LAMA2).
В соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Для разрешения данной ситуации мы направили в адрес главного врача больницы обращение, чтобы последним было инициировано заседание врачебной комиссии для назначения девушке специализированного питания. При этом, на руках у матери девушки было заключение врача-гастроэнтеролога о необходимости предоставления специализированных продуктов лечебного питания, что свидетельствует о наличии жизненных показаний для предоставления питания. Впоследствии вопрос был переадресован главным врачом в Управление здравоохранения по региону. В настоящее время мы ждем ответа от ведомства и решения вопроса.
По результатам рассмотрения обращения девушке восстановили право на получение лечебного питания путем присвоения паллиативного статуса. Леченое питание предоставили лишь в декабре в объеме, которого может хватить лишь на 1 мес.
У семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, возник вопрос, как продолжать получать льготу по транспортному налогу, если ребенку-инвалиду исполнилось 18 лет.
Cогласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Липецкой области от 25 ноября 2002 г. N 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» от уплаты [транспортного] налога освобождаются инвалиды всех категорий, родители и опекуны детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Родители ребенка-инвалида, владеющие автомобилем и осуществляющие его перевозку, утрачивают право на получение льготы по транспортному налогу с достижением ребенком-инвалидом совершеннолетия. Однако формулировка «инвалиды всех категорий» позволяет совершеннолетнему инвалиду (которым уже стал ребенок-инвалид) получать такую льготу, если транспортное средство находится в его собственности. С учетом этих положений, семье было предложено оформить автомобиль в собственность своему ребенку который достиг 18 летнего возраста. Такое транспортное средство может быть подарено родителями своим детям. Дополнительно следует учитывать, что по общему правилу транспортное средство (объект налогообложения) переданное в дар одним физическим лицом другому облагается НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Согласно п. 18.1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Далее, согласно второму абзацу названного положения Налогового кодекса Российской Федерации. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); Это означает, что если родители передают в дар своему ребенку (детям) транспортное средство, то от уплаты налога освобождается как даритель, так и одаряемый. Данная позиция подтверждается выводами в «Информации Федеральной налоговой службы от 11 сентября 2023 г.«Нужно ли направлять сведения о родстве сторон в налоговую при заключении договора дарения». «Если по какой-либо объективной причине налоговый орган обладает неполной информацией о факте родства сторон договора дарения, налогоплательщику следует направить пояснения о наличии таких связей. Это позволит обосновать ненаправление налоговой декларации в связи с получением дохода, а также предотвратить контрольные мероприятия в его отношении» В таком случае рекомендуется предварительно уведомлять налоговый орган о факте (степени) родства между дарителем и одаряемым.
Одному из наших подопечных — Петрову Михаилу Николаевичу (Иркутская область, г. Нижнеудинск) в ответ на вопрос по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение ОСФР по Иркутской области в своем ответе утверждает следующее. "При этом право выбора гражданином санатория, в который ему будет предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение, действующим законодательством не предусмотрено". С данной позицией нельзя согласиться в виду следующего. Выбор медицинского учреждения предусмотрен ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой,
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»]он имеет право на выбор медицинской организации в порядке [Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение»], утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
П. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что:
Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Санаторно-курортное учреждение по смыслу вышеуказанного положения является медицинской организацией. Поэтому нормы, предусмотренные ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ о выборе медицинской организации также распространяются и на санаторно-курортные учреждения. Разделом V Финансовое обеспечение Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предусмотрено, что:
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета {в числе прочих} осуществляется финансовое обеспечение: санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Далее, в соответствии с п. 2 Порядка организации санаторно-курортного лечения, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 мая 2016 г. N 279н
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах
То есть, санаторно-курортное лечение является медицинской помощью, оказываемой в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Следует также отметить достаточно явную формулировку, подтверждающую возможность выбора санаторного курорта с учетом показаний и противопоказаний пациента. В частности, п. 1.4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» определяет, что:
При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.
Таким образом, на основании приведенных положений законодательства законодательством РФ прямо предусмотрено право выбора санатория.
Довольно часто на приеме у врача мы слышим такое утверждение: «если нет группы инвалидности, то получить паллиативный статус нельзя».
Так, в рамках одной из проведенных консультаций рассматривался случай отказа в присвоении паллиативного статуса ребенку, по причине отсутствия у него категории «ребенок-инвалид». В данном материале мы объясним почему данная позиция является неверной.
Основания для оказания паллиативной помощи взрослым и детям регламентированы пп. 5, 6 Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья (Приложение 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 345н/372н).
5. Паллиативная медицинская помощь оказывается взрослым с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями или состояниями, а также заболеваниями или состояниями в стадии, когда исчерпаны возможности этиопатогенетического лечения, при наличии медицинских показаний, указанных в приложении N 1 к Положению об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, утвержденному настоящим приказом (далее — Положение), в том числе: различные формы злокачественных новообразований; органная недостаточность в стадии декомпенсации, при невозможности достичь ремиссии заболевания или стабилизации состояния пациента; хронические прогрессирующие заболевания в терминальной стадии развития; тяжелые необратимые последствия нарушений мозгового кровообращения, необходимость проведения симптоматического лечения и обеспечения ухода при оказании медицинской помощи; тяжелые необратимые последствия травм, необходимость проведения симптоматического лечения и обеспечения ухода при оказании медицинской помощи; дегенеративные заболевания нервной системы на поздних стадиях развития заболевания; различные формы деменции, в том числе с болезнью Альцгеймера, в терминальной стадии заболевания; социально значимые инфекционные заболевания в терминальной стадии развития, необходимость проведения симптоматического лечения и обеспечения ухода при оказании медицинской помощи.
Обратите внимание, что наличие группы инвалидности в данном пункте не указывается, поскольку главным основанием для оказания паллиативной медицинской помощи являются неизлечимые заболевания и состояния, перечисленные в данном пункте (перечень таких заболеваний и состояний не является исчерпывающим).
В п. 6 Положения прослеживается аналогичная логика:
6. Паллиативная медицинская помощь оказывается детям с неизлечимыми заболеваниями или состояниями, угрожающими жизни или сокращающими ее продолжительность, в стадии, когда отсутствуют или исчерпаны возможности этиопатогенетического лечения, по медицинским показаниям с учетом тяжести, функционального состояния и прогноза основного заболевания, в том числе: распространенные и метастатические формы злокачественных новообразований, при невозможности достичь клинико-лабораторной ремиссии; поражение нервной системы врожденного или приобретенного характера (включая нейродегенеративные и нервно-мышечные заболевания, врожденные пороки развития, тяжелые гипоксически-травматические поражения нервной системы любого генеза, поражения нервной системы при генетически обусловленных заболеваниях); неоперабельные врожденные пороки развития; поздние стадии неизлечимых хронических прогрессирующих соматических заболеваний, в стадии субкомпенсации и декомпенсации жизненно важных систем, нуждающиеся в симптоматическом лечении и уходе; последствия травм и социально значимых заболеваний, сопровождающиеся снижением (ограничением) функции органов и систем, с неблагоприятным прогнозом.
То есть, для оказания паллиативной медицинской помощи детям не требуется наличия категории «ребенок-инвалид». Кроме того в п. 17 Правил признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 588 предусматривает более сжатые сроки направления гражданина на медико-социальную экспертизу (1 рабочий день вместо 30):
Гражданин, признанный нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи, направляется на медико-социальную экспертизу в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации в течение одного рабочего дня со дня получения результатов медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель допускает возможность оказания паллиативной медицинской помощи без оформления инвалидности. Поскольку сам паллиативный статус дает гражданину право направления на МСЭ в более короткие сроки.
При участии БФ «Лама» в рамках проекта «Миошкола» к нам обратилась мама Софии, Елена с вопросом внесения изменений в ИПРа. Софии нет и двух лет. Но, к сожалению, даже к таким маленьким детям нервно-мышечные заболевания совершенно беспощадны. У Софии врожденная миопатия и уже присвоена категория «ребенок-инвалид» в связи с поражением сердца. Такие обстоятельства, разумеется, требуют от врачей, специалистов МСЭ очень внимательного подхода и оперативной работы.
К моменту обращения в МОО «Проект Ай-Мио» уже прошло два месяца, как Елена подала все необходимые документы местному педиатру Леоновой Н.В. Однако на врачебную комиссию (ВК) документы так и не были переданы для подготовки направления на МСЭ. По закону, с момента принятия решения ВК о направлении на МСЭ, гражданин направляется на МСЭ в течение 30 дней. Но срок направления документов на ВК не установлен. Однако логично предположить, что 2 месяца это очень долго и лечащий врач должен направить документы на ВК в разумные сроки.
По результатам консультации юрист и председатель МОО «Проект Ай-Мио» подготовил обращение на имя главного врача ГБУ РО «Центральная районная больница» в Аксайском районе Галеева И.В. с требованиями провести заседание врачебной комиссии и включить указанные ортопедом ТСР (13 ед.) в направление на МСЭ.
Елена направила обращение, когда была со своей дочерью на плановой госпитализации во ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ. Буквально сразу врачи ГБУ РО «Центральная районная больница» в Аксайском районе пригласили Елену на прием к председателю ВК, где и было подготовлено направление на МСЭ, а врачом-педиатром были включены все рекомендованные ортопедом ТСР. При этом Леонова Н.В. усомнилась, что МСЭ включит все эти ТСР в ИПРа, а именно санитарное кресло и ортопедическую обувь с учетом возраста ребенка.
Далее, бюро № 15 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (Бюро № 15) была назначена МСЭ на 13.12.2023. Однако, вследствие сильного шторма и отключения электричества в Ростовской области МСЭ была перенесена на 25.12.2023.
Дмитрий также помог Елене в подготовке к МСЭ, разъяснив все нормы права, на случай возможного отказа в назначении некоторых ТСР.
В итоге 25.12.2023 Бюро № 15 приняло решение включить все рекомендуемые ортопедом ТСР в ИПРа. Новая ИПРа была выдана 26.12.2023.
05.10.2023 к нам за юридической помощью обратилась Беляева Анастасия - мама Владислава Беляева, мальчика с дистрогликанопатией. Вопрос был связан с присвоением ребенку паллиативного статуса. В ходе консультации Дмитрий Бережной, юрист МОО «Проект Ай-Мио», разъяснил положения законодательства РФ. Было обращено внимание на п. 6. Положения об организации оказания паллиативной помощи, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2019 г. N 345н/372н, который предусматривает что:
«Паллиативная медицинская помощь оказывается детям с неизлечимыми заболеваниями или состояниями, угрожающими жизни или сокращающими ее продолжительность, в стадии, когда отсутствуют или исчерпаны возможности этиопатогенетического лечения, по медицинским показаниям с учетом тяжести, функционального состояния и прогноза основного заболевания, в том числе:
поражение нервной системы врожденного или приобретенного характера (включая нейродегенеративные и нервно-мышечные заболевания, врожденные пороки развития, тяжелые гипоксически-травматические поражения нервной системы любого генеза, поражения нервной системы при генетически обусловленных заболеваниях)".
Применительно к описанной ситуации, имели место следующие обстоятельства, которые согласно положению необходимы для присвоения паллиативного статуса:
- для орфанного заболевания нет лечения. т.е. отсутствуют возможности этиопатогенетического лечения;
- само заболевание является неизлечимым, жизнеугрожающим;
- прогноз основного заболевания может считаться неблагоприятным, т.к. нет лечения. Формулировка "в том числе поражение нервной системы..." означает, что независимо от наличия вышеуказанных обстоятельств, для присвоения ребенку паллиативного статуса достаточно подтверждения факта поражения нервной системы, то есть наличия диагноза "миопатия" любой формы (дистрогликанопатия в том числе), которая может быть подтверждена генетически. Таким образом, имелись основания для присвоения Владиславу паллиативного статуса. После данной консультации юристом была оказана помощь в составлении заявления о присвоении ребенку паллиативного статуса на имя заведующей Детской поликлиники № 3 Красноярской городской детской больницы № 8 Вайловой Татьяны Владимировны. 17.10.2023 педиатром Детской поликлиники № 3 Красноярской городской детской больницы № 8 Пухановой Элиной Викторовной инициирована подготовка соответствующих документов на врачебную комиссию. 08.11.2023 к Владиславу на дом прибыла бригада паллиативной службы и был проведен осмотр ребенка, по результатам которого в декабре ему был присвоен паллиативный статус.
Четвертого июля 2023 года к нам за юридической помощью обратилась Оксана, мама Татьяны Л. И мама, и ребенок имеют миопатию Бетлема.
Один из вопросов заключался в следующем: бюро медико-социальной экспертизы отказывало девочке в оформлении инвалидности без переосвидетельствования. В бюро МСЭ требовали более продолжительного наболюдения за состоянием здоровья Татьяны, предлагая тем самым присвоить статус "ребенок-инвалид" сроком на 1 год, несмотря на быстрое прогрессирование заболевания (в возрасте 12 лет ребенок не мог самостоятельно посещать школу).
Для разрешения ситуации было подготовлено обращение на имя главного врача ГБУЗ ВО "ОДКБ", согласно которому требовалось отразить в пункте 24 (Анамнез заболевания) направления на медико-социальную экспертизу по форме 088/у факт прогрессирующего течения, диагностированного у Татьяны заболевания.
В результате при повторной МСЭ было принято решение присвоить Татьяне категорию "ребенок-инвалид" сроком до 18 лет без переосвидетельствования.
Второй вопрос касался доступной среды в школе, в которой обучается Татьяна. Ребенок не мог самостоятельно преодолевать препятствия в образовательном учреждении и пришкольном участке (лестницы, подъемы, поребрики). Особенно тяжелой ситуация становилась в зимнее время. В школе, где обучается Татьяна отсутсвтует пандус.
Изначально было рекомендовано обратиться в прокуратуру для возложения обязанностей по установке пандуса на администрацию образовательного учреждения. Однако, чтобы не вступать в конфликт со школой, было решено провести беседу с заведующей учебной частью по рассмотрению вопроса перевода Татьяны на домашнее обучение.
В настоящее время ребенок находится на домашнем обучении до конца 2024 года.
Напоминаем, что Вы можете обратиться за юридическим сопровождением в решении социальных вопросов к нашему юристу, Бережному Дмитрию Сергеевичу. Помощь будет оказана в рамках текущего грантового проекта № 23-2-002741.
____________________________________________
При поддержке Фонда Президентских Грантов